Санкции, введённые против России с 2014 года и значительно ужесточившиеся с 2022 года, существенно изменили условия работы многих отраслей, включая рынок лизинга. Компании столкнулись с новыми вызовами, связанными с ограничением доступа к финансированию, поставкам техники и оборудованию, а также необходимостью адаптации к новым реалиям. Рассмотрим основные изменения и их влияние на лизинговую отрасль в условиях санкций.
1. Ограниченный доступ к западным технологиям и оборудованию
Одним из ключевых последствий санкций стало ограничение импорта западных технологий и оборудования, что напрямую влияет на лизинговые компании, работающие в сферах, где используется импортное оборудование, такие как авиация, автомобилестроение и высокотехнологичные отрасли.
- Автолизинг: Санкции существенно ударили по автолизингу, так как западные производители автомобилей ушли с российского рынка. Это привело к дефициту новых автомобилей и повышению цен на вторичном рынке. Компании начали переключаться на лизинг отечественных автомобилей и технику из стран Азии, таких как Китай.
- Промышленное оборудование: Лизинговые компании, работающие с промышленным оборудованием, также столкнулись с проблемами ввоза техники из Европы и США. В результате многие начали ориентироваться на поставщиков из Азии, в первую очередь из Китая и Индии.
2. Проблемы с финансированием
Санкции привели к ограничению доступа российских лизинговых компаний к международным финансовым рынкам. Это вызвало рост процентных ставок по кредитам и, как следствие, удорожание лизинговых сделок. Банки вынуждены были пересмотреть условия финансирования, и многие крупные международные лизинговые компании покинули рынок России.
- Рост процентных ставок: В 2022 году, на фоне санкций и экономической нестабильности, ключевая ставка Центрального банка России была значительно повышена. Это сказалось на стоимости кредитных ресурсов, что увеличило лизинговые платежи и усложнило доступ к лизингу для малого и среднего бизнеса.
- Импортозамещение в финансировании: Российские банки и лизинговые компании начали активнее искать внутренние источники финансирования. В частности, государственные программы поддержки, такие как субсидирование процентных ставок и налоговые льготы, помогают компенсировать рост стоимости лизинга.
3. Адаптация к новым реалиям и поиск альтернатив
Чтобы оставаться на плаву, лизинговые компании были вынуждены адаптироваться к изменившимся условиям. Одним из ключевых решений стало переориентирование на внутренний рынок и импортозамещение.
- Лизинг отечественного оборудования и автомобилей: В условиях санкций на первый план вышли программы лизинга для отечественных производителей. Российские лизинговые компании стали активнее работать с производителями техники и автомобилей из России, а также заключать соглашения с китайскими и индийскими поставщиками.
- Альтернативные схемы расчетов: Из-за отключения российских банков от SWIFT и других международных финансовых систем компании начали активно развивать альтернативные схемы расчётов через национальные системы платежей. Это позволило поддерживать трансграничные сделки в рамках стран, которые не присоединились к санкциям.
4. Государственная поддержка
Государство активно поддерживает лизинговую отрасль в условиях санкций. В 2022 году правительство России объявило о нескольких мерах поддержки, направленных на снижение экономической нагрузки на бизнес, включая субсидирование лизинговых сделок.
- Субсидирование процентных ставок: Государство компенсирует часть процентных ставок по лизинговым сделкам, что снижает финансовую нагрузку на лизингополучателей, особенно в таких критических отраслях, как транспорт и сельское хозяйство.
- Программы поддержки малого и среднего бизнеса: В условиях санкций особое внимание уделяется поддержке лизинга для малого и среднего бизнеса (МСБ), который часто не имеет доступа к дешёвым кредитам. Льготные программы помогают компаниям МСБ обновлять оборудование и автопарки в сложной экономической ситуации.
Сравнительная таблица изменений в лизинговом рынке
Аспект | До санкций | В условиях санкций |
---|---|---|
Доступ к импортной технике | Широкий выбор западных производителей | Ограниченный доступ к западной технике, ориентация на Азию |
Финансирование | Доступ к международным финансовым рынкам | Рост процентных ставок, ограничение доступа к внешним рынкам |
Лизинг автомобилей | Преобладание западных марок | Уход западных брендов, рост лизинга китайских и отечественных автомобилей |
Государственная поддержка | Ограниченные меры поддержки | Активное субсидирование, налоговые льготы |
Влияние санкций на ставки | Стабильные низкие ставки | Рост ключевой ставки, увеличение стоимости лизинга |
Санкции кардинально изменили лизинговый рынок в России, заставив компании перестраиваться на работу с новыми партнёрами и адаптироваться к сложившимся условиям. Несмотря на рост процентных ставок и уход западных производителей, лизинг остаётся важным инструментом финансирования для многих отраслей. Благодаря активной государственной поддержке и переориентации на внутренний рынок, лизинг продолжает развиваться, хотя и в изменённых условиях.
Источники
Анализ влияния санкций на лизинговый рынок России (ConsultantPlus).
Перспективы лизинга в условиях санкций (Europlan).
Государственные меры поддержки лизинга в условиях санкций (Infullbroker).